Дистантные методы

Как могут психологи оценивать мотивы людей, с которыми они никогда не встречались и которых не могут изучать напрямую? В предшествующие годы было разработано множество объективных методов измерения мотивов и других личностных характеристик на дистанции с помощью систематического контентанализа речей, интервью и прочих спонтанных вербальных материалов Однако в отдельных случаях дистантные методы использовались для создания систематических портретов отдельных лидеров: М. Херманн оценивала мотивы и другие личностные характеристики Рональда Рейгана (Hermann, 1983) и сирийского лидера Ха феза АльАссада (Hermann, 1983); Уокер (Walker, 1986) анализировал операциональный код Вудро Вильсона; Уайнтрауб (Weintraub, 1989) изучал вербальное поведение семи последних американских президентов; Уинтер и Карлсон (Winter & Carlson, 1988) использовали мотивационные показатели первого инаугурационного обращения Ричарда Никсона для разрешения ряда парадоксов, связанных с его карьерой, стремясь, вместе с тем, подтверждать эти показатели на основе систематического обзора публичной и частной жизни Никсона.

Когда для измерения психологических характеристик используются заготовленные речи или даже «спонтанные» ответы в ходе интервью, скептически настроенные читатели часто спрашивают, чьи мотивы и прочие личностные характеристики отражают получаемые показатели: лидеров или спичрайтеров, а также о том, не повлияло ли на эти показатели стремление к позитивной само репрезентации (или даже дезинформации). Несомненно, спичрайтеров отбирают с учетом их способности выразить то, что хочет сказать лидер, особенно если речь идет о важных выступлениях Использование спонтанных интервью может уменьшить, хотя и не снять полностью, эту проблему. Кроме того, в широком смысле может не иметь значения, был ли источником речи сам лидер: т. е. его речь отражает «истинную личность» или же только саморепрезентацию. Каким бы ни был статус речей, они существуют, воспринимаются и воздействуют в качестве слов лидера.

Комментарии запрещены.