Модели исследования

Другая, отличная от предыдущей, группа вопросов относительно генерализации строится на использованной нами модели исследования. По этому поводу стоит сделать три замечания. Вопервых, в какой мере справедливо обобщение в отношении лидеров на основе студенческих выборок их стран? Несмотря на то что студенты используются в качестве основы для формирования впечатлений, во многих исследованиях используются ответы студентов, что, однако, делает неверными простые обобщения (Sears, 1986). Ввиду молодого возраста студентов по сравнению с большей частью населения их представления во многом отличаются от образов, возникающих у других социальных групп, поскольку у них нет ни партийного опыта, ни разнообразных воспоминаний о различных когортах лидеров, которые они могли бы использовать в своих оценках. Так, например, канадская студенческая выборка почти незнакома с лидером либеральной оппозиции Жаном Кретьеном, ставшим премьерминистром в 1993 г., тогда как большинству канадцев он хорошо знаком. Ж. Кретьен являлся видным либеральным членом кабинета министров в течение долгого периода времени в 1960е годы, а также не раз был кандидатом на должность партийного лидера до того, как занял позицию лидера партии либералов в 1990 г. Однако в течение нескольких предшествующих 1990 г. лет он не присутствовал на политической сцене, и поэтому студенты расценили его как некоего новичка и незнакомое лицо. Поскольку мы не знаем, как эти различия в опыте могли повлиять на исследуемые процессы, то было бы разумно рассматривать наши результаты как первый опыт межстранового сравнения.

Второе замечание напрашивается само собой. Мы собирали данные в течение трех месяцев о трех различных когортах лидеров, взятых из трех схожих в культурном отношении стран. Несмотря на то что схожесть суждений в отношении различных лидеров и различных стран оказалась довольно значительной, исследование в этих странах следует повторить, когда когорты лидеров сменятся. Кроме того, стоит провести аналогичные сравнения в странах с существенно различными историями демократии и лидерства.

Комментарии запрещены.