Проблема субъективности

Очевидно, эта проблема стоит особенно остро для неистори ков, занимающихся психоисторией. Однако нужно отметить, что даже для исторического исследования «проблема субъективности в истории стара. историк, который критикует интеллектуальные скачки, характерные для психоанализа и психоистории, не способен видеть, как уязвима перед такой критикой любая история, которая достигает глубины и силы, интерпретируя субъективное». (Weinstein, 1988).

Таким образом, психобиография имеет дело с фундаментальными проблемами субъективного и интерпретации, которые мучают историю и другие общественные науки. Об этом часто говорят на методологических основаниях, но проблема уменьшается по мере того, как психобиография упрощается. В этом смысле слабости психобиографии могут становиться менее явными в сравнении с ее сильными сторонами. Например, проблема контрпереноса, так хорошо описанная в клинических терминах, может быть изучена также в контексте биографии (George & George, 1964; Erikson, 1969; Kets De Vries, 1990). Дальнейшее развитие подобных клинических концептов в качестве инструментов историографии может быть полезно как для истории, так и для психоистории.

Возможное решение этой проблемы предложил Гринстайн (Greenstein, 1988). Он попытался проанализировать условия, при которых лидерство может оказаться причиной, воздействующей на события. Такой подход предполагает изучение вопроса о том, созрели ли условия для влияния личности, какую роль сыграла психология конкретного лидера и какое воздействие в действительности имело место. В отношении Вильсона здесь Тэтчмэн действительно убедительна, говоря, что всю ответственность за судьбу Лиги Наций нельзя возложить на плечи только одного Вильсона можно смело утверждать, что существовал реальный потенциал для участия США в Лиге Наций и Вильсон имел реальную возможность влиять на судьбу процесса ратификации в Сенате, но его политическое поведение и проявления личности оказали неблагоприятное воздействие на его лидерство. Исходя из этого, можно рассуждать о том, что участие Соединенных Штатов в Лиге Наций могло бы повлиять на послевоенную международную политику. Пример Вильсона говорит о том, что стоит искать пути подобному тому, по которому пошел Грин стайн, пути дальнейшего развития психобиографии. (Другой пример литературы на эту тема литература о политических движениях, см. Тэрроу о «структуре политической возможности».)

Комментарии запрещены.