Структура различий

Структура различий меняется. В последние десятилетия прошлого века мы видели, например, как шаткая категория этнополи тической идентичности «югослав» раскололась на множество различных компонентов. С другой стороны после столетий вражды люди, которые называли себя deutsch и francais, наконецто стали называть себя allemand и franzozisch и просто «европейцами».

Какие психологические механизмы ведут к углублению и упрочнению различий на основе параметров гендера сексуальной ориентации, этничности, расы, языка, религии, общественного класса или региона? Современные концепции правого авторитаризма (Altemeyer, 1996) и ориентации на социальное господство (Sinadius, 1999, также см. Pratto, Sinadius & Malle, 1994) предлагают многообещающие ориентиры. В то же время я считаю, что нужно также изучать механизмы, которые работают в противоположном направлении, т. е. «механизмы включения», связывающие различия в большие целостности. В качестве примеров можно привести эмпатию, любознательность, когнитивную сложность и чувство космополитической идентичности. Такие механизмы наиболее вероятно усиливаются по мере накопления различного опыта, по крайней мере при определенных условиях высшее гуманитарное образование (Feldman & Newcomb, 1969). Перед новизной, неопределенностью или возможной угрозой эти механизмы ведут людей к сближению и изучению, а не к тому, чтобы они кинулись чертить границы на песке.

Что приводит в действие правый авторитаризм и ориентацию на социальное господство вместо «механизмов включения»? В исследованиях Альтемейера (Altemeyer, 1988) предполагается, что восприятие внешней угрозы и убежденность в собственной правоте (часто опирающаяся на определенные религиозные убеждения) являются главными предпосылками «появления различий» и их обычного следствия предрассудков. Лежащие в основе этого процессы можно увидеть на примере принципа социальной категоризации Теджфела (Tajfel, 1957, 1981), согласно которому ценность или эмоциональная релевантность (в данном случае угроза и чувство собственной правоты) ведут к растягиванию шкалы, которую мы используем для оценки измерений различий, релевантных для ценности или эмоции. (Для описания этого процесса Тед жфел приводит пример «эластичного правителя».)

Комментарии запрещены.