Выжигание властью

Власть придержащие могут легко терять чувствительность к последствиям своих действий и утрачивать человечность в поступках (Kipnis, 1926). Или они могут испытать «выжженость властью» {power burnout) (Golembiewski, 1996), угрожающее позитивному воздействию их лидерства. Может ли это «выжигание властью» быть производным от PTSD, говоря словами Канетти, «жалом» власти (Canetti, 1962)? Как можно избежать этих «метафизических воздействий» власти?

Я полагаю, чтобы изучать обе эти проблемы, политические психологи должны достигнуть стратегического равновесия с одной стороны, они опираются на социальные науки, а с другой они живут в реальном мире властных отношений. Мы должны помнить, однако, что нужно размышлять и возвращаться к процессам обучения, консультирования, помощи и даже лечения: так как они также представляют собой проявления власти со всеми присущими им рисками. s Выбирая дели для своей власти, мы создаем, раздуваем и спекулируем различиями между нами. В мире политики эти создаваемые различия составляют основу национализма еще одного явления, возрождение которого в конце XX в. удивило и ученых, и политиков (Moynihan, 1993). Возможно, самая важная черта этих создаваемых различий состоит в том, что это именно конструкции. За общечеловеческой тенденцией классифицировать людей может стоять некая эволюционная основа, которая определяет, как действительно проведены категориальные границы, их проницаемость и возможность их изменять. Между отдельными обществами и людьми существуют большие различия. «Различия» могут основываться на языке, религии, цвете кожи, гендере или сексуальной ориентации. Очень часто сходство возникает из высокоабстрактного чувства общей истории (или даже литературы) как общего «воображаемой общности» (Arnold, 1983; Hall, 1989). Отчетливость отдельных границ в разных контекстах может меняться: люди, которые, возможно, не имели контактов в «привычных» социальных условиях могут взаимодействовать как близкие друзья в далекой стране (Mead, 1942). Иногда, несмотря на все потенциальные различия, гетерогенное население с течением времени становится в некотором смысле хорошо сплоченным (например, 13 британских колоний в Америке, еврейское население Израиля, бразильцы). И наоборот, население, возникающее как однородное, может, тем не менее, видеть внутри себя значительные различия. Так, голландцы которых многие иностранцы считают гомогенной и одной из самых космополитичных наций в Европе — подчас отделяют себя от фризов (которые живут на севере Нидерландов в провинции Фризия, говорят на фризском языке, который отличается от голландского). А известное соперничество между Амстердамом и Роттердамом определенно подогревается тем, что 3. Фрейд назвал «нарциссизмом малых различий» (Freud, 1930, 1960).

Комментарии запрещены.